Журнал “Общественное мнение”, №5(22), 2001 г.
(есть также факсимиле)

 

Время “Ч”:

Стихи о Чечне и не только.

М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 384 с.

 

Время, когда поэту вменялось в обязанность правильное понимание гражданского долга и посильное служение оному, к счастью, осталось далеко позади. Не нужно насильно удерживать пишущую руку на пульсе эпохи, нет необходимости вслушиваться в окружающие шумы, улавливая сквозь пелену помех тяжелую поступь светлого будущего. Не ощущая себя мобилизованным на службу отечеству, поэт уходит с передовой и погружается в мирное бытие, обремененный семьей, хозяйством, простыми человеческими заботами.

Но вот, параллельно неуловимо текущему времени будней, возникает неровное, рваное время “Ч”. Россия втягивается в войну.

Эта война то и дело врывается в мирное существование вместе со сводками новостей, звуками траурных маршей и грохотом оседающих многоэтажек. Она каждый день заново застает нас врасплох, ведь мы почти ничего не знаем о ней, ничего, А кроме самого главного – там гибнут люди. Люди, похожие на нас, такие же, как мы.

Впрочем, возможно другие знают больше. Все вышесказанное является только моим собственным мнением – мнением одного из многочисленных участников сборника “Время “Ч”. Таким образом, чтобы иметь более полное представление об “идейном содержании” книги, необходимо внести поправку, присовокупив к сказанному более сотни человеческих, гражданских, творческих позиций, в целом создающих, как мне кажется, более или менее отчетливую “общегуманистическую” линию. Используя принадлежащее составителю сборника, поэту Николаю Виннику, сравнение содержания с жестом, можно заметить, что это жест скорее защиты, нежели нападения.

Намек на некоторое содержательное единство нисколько не умаляет значения, также присутствующих в сборнике, радикальных позиций, напротив, он лишь рельефнее очерчивает их наличие. Кто-то из авторов апеллирует к имперскому прошлому России, кто-то выясняет отношение с собственным правительством.

Идейное разнообразие дополняется различиями в технике стихосложения, богатство которой впечатляет. От тяготеющих к классике рифмованных вещей, до верлибров и палиндромов — из этого спектра любой читатель сможет выбрать соответствующее личному эстетическому вкусу произведение.

Что до моего мнения, то помимо общего высокого уровня представленной поэзии, хотелось бы отметить не стихи известных всем Д.Пригова, А.Альчук, Г.Лукомникова, М.Сухотина, В.Некрасова, С.Стратановского и других, но до боли пронзительные работы А.Филимонова и М.Яснова, последний из которых известен более как “детский” поэт. Саратовские авторы представлены А.Александровым и, живущим ныне в столице, С.Рыженковым. Себя сознательно исключаю из списка, ибо последнее время пишу чудовищно редко и в основном не стихи.

Подстать указанному выше разбросу мнений, техник и направлений широта географических и возрастных рамок. Что касается географических, то в числе авторов, наряду с российскими поэтами, представители ближнего и дальнего зарубежий. Самому молодому из них – восемнадцать; самому зрелому – восемьдесят девять.

Очевидно, тема чеченской войны глубоко затронула творческое сознание, заставив по новому переосмыслить целый ряд специальных и общечеловеческих проблем, таких, например, как проблема соотношения человека, поэта и гражданина, политических целей и средств, места и роли поэзии в обыденной и культурной жизни страны. “Время “Ч” более, нежели просто сборник. Это грамотно проведенный срез реально существующих воззрений, способный заинтересовать политологов, социологов и социальных психологов, готовый к тому, чтобы с ним серьезно работали.

По странному стечению обстоятельств в день, когда печаталась данная рецензия, афганские талибы повторно закладывали заряды, стремясь стереть в порошок колоссальные статую Будды – человека, впервые отказавшегося от любых форм насилия.

Трунев Сергей

Hosted by uCoz